Железобетонная обойма для труб канализации

Область применения железобетонных труб и их основные характеристики

Канализационные распределители изначально были открытыми проходами и сооружениями из нескольких видов камня или кирпича, теперь же канализационные системы создают из железобетонных труб. Они изготавливаются на арматурном каркасе из высокопрочного бетонного материала.

Железобетонные трубы

Область применения

Железобетонные напорные и безнапорные трубы – конструкции с несколькими функциями. Они используются во всех видах строительства: гражданском, автодорожном, коммунальном, гидротехническом и промышленном.

Бетонные и железобетонные трубы изготовляются по ГОСТу 22000-86, который определяет характеристики, размеры, типы и параметры для таких изделий, изготовляемых различными способами. Этот стандарт не относится к дренажным и водопропускным трубам, которые укладываются под насыпями железных и автомобильных дорог.

Железобетонные трубы разбиваются на такие категории:

  • Сборные. Такой вид используются при установке любых разновидностей трубопроводов.
  • Монолитные. Переставная или скользящая опалубка стволов позволяет постепенно понижать уровень толщины стен без образования уступов.
  • Безнапорные. Применяются практически во всех сферах, где необходима транспортировка самотечных жидкостей, то есть без использования давления. Они используются для: устройства фекальной и ливневой канализации; отвода грунтовых, хозяйственно-бытовых или производственных сточных вод.
  • Напорные. При помощи такого вида строят канализационные, ливневые и сточные системы, а также осуществляют транспортировку жидкостей под давлением.

Железобетонная обойма для труб канализации

Сборные трубы удобно применять в любой конструкции

Микротоннельные трубы

Завод специальных железобетонных труб производит изделия, которые в дальнейшем используются в микротоннелировании. Основным видом деятельности является производство изделий из бетона для применения в строительных работах.

Железобетонная обойма для труб канализации

Завод специальных железобетонных труб изготавливает микротоннельные трубы

Микротоннельные трубы могут иметь диаметр от 600 мм до 2000 мм.

Достоинства технологии микротоннелирования:

  • позволяет строить трубопроводы, не вскрывая поверхности и открывая траншеи, что обеспечивает безопасные условия монтажа, нейтрализует опасность для экологии, не меняет городской среды обитания;
  • исключает необходимость дополнительных работ для устройства обходов, переходных мостов, временных сооружений, а также позволяет избежать нарушения движения городских видов транспорта;
  • отсутствует необходимость в использовании дорогостоящих особых способов работ при проходке в водоносных грунтах и обеспечения прокладки трубопровода по запроектированной дороге.

Недостатки и достоинства материала

Начнем с отрицательных качеств.

Большой вес. Конструкции имеют большую массу, за счет чего ограничивается величина перекрываемых пролетов.

Железобетонная обойма для труб канализации

Железобетонные трубы легко транспортировать и устанавливать

Высокая звуко- и теплопроводность. Такие характеристики негативно влияют на уровень стойкости материала к появлению наростов и выщелачиванию.

На заметку. Чтобы защитить конструкцию от разрушения, необходимо снизить влияние внешних факторов на трубы, например, попадание жидкостей.

Образование трещин. Усадка и силовые воздействия приводят к появлению микротрещин. Также нужно проследить, чтобы химический состав транспортируемых жидкостей не влиял агрессивно на бетон.

Важно. Если перемещаемая жидкость или грунты, в которые будет помещаться конструкция, враждебно влияют на железобетон, то материал должен соответствовать повышенным дополнительным требованиям, которые установлены в проекте трубопровода.

Положительные характеристики перекрывают наличие недостатков.

Экономичность. Материал не требует высоких эксплуатационных расходов, если сравнивать с металлом и деревом. На производство таких конструкций затрачивается значительно меньше энергии, чем на каменные или металлические.

Прочность и долговечность. Огнестойкость материала и высокая механическая прочность обеспечивают продолжительный эксплуатационный период. Бетон со временем не крошится, а только становится крепче.

Легкость монтажа и транспортировки. Сооружение железобетонного ствола можно практически полностью сделать механическим. Можно возводить рациональную форму конструкции. Обеспечивается экономия капитальных вложений и понижается стоимость работ по установке. Минимальный уклон водопропускной железобетонной трубы обусловливается технико-экономическими расчетами и не может быть менее 0,005.

Устойчивость к коррозии. Материал не подвержен сейсмическим и остальным динамическим воздействиям, у него хорошая сопротивляемость атмосферному влиянию.

Устойчивость к сжатию и растяжению. Материал достаточно прочен, поэтому со временем не подвергается сжатию и растяжению.

Железобетонная обойма

Железобетонная обойма (железобетонная рубашка) – полезная строительная конструкция, которая отвечает за укрепление стен, столбов, колонн, труб и дымоходов. Основная задача такой конструкции – создать прочную оболочку вокруг укрепляемой структуры. Толщина железобетонной рубашки должна быть не ниже 40-50 мм. Очень редко она снижается до 30 мм, когда необходимо сохранить толщину поперечного сечения укрепляемого столба или перегородки.

Железобетонная обойма для труб канализации

Железобетонная рубашка надежно укрепляет трубопроводы

Железобетонные трубы служат несколько десятков лет, если их изготовили качественно, а установили правильно. Так можно сократить затраты и полностью окупить их стоимость. Чтобы купить качественную железобетонную трубу, нужно внимательно изучить сопровождающие свидетельства о соответствии стандартам и сертификации.

Понравилась статья? Поделитесь ей:

Железобетонные трубы: классификация и сфера применения

Такие изделия изготавливаются из бетона на специальном арматурном каркасе. При их производстве используют технологию виброгидропрессования, которая придаёт им дополнительную прочность и долговечность. Именно эти качества позволяют использовать не только новые, но и б у железобетонные трубы.

Железобетонная обойма для труб канализацииЖелезобетонная обойма для труб канализации

Фото классических и самых распространенных железобетонных труб

Свойства назначение использование

Данный вид изделий отличается хорошей морозостойкостью и водонепроницаемостью, что позволяет говорить об их применении даже в экстремально тяжелых климатических условиях. Также следует отметить, что места стыков таких труб отличаются большой надёжностью и высоким качеством исполнения.

Железобетонная обойма для труб канализацииЖелезобетонная обойма для труб канализации

Даже бу трубы из железобетона могу снова использоваться и прослужат еще несколько десятилетий

Это позволяет увеличивать сопряжение в местах стыка до максимума. Обычно эти конструкции используют для транспортировки жидкости, температура которой не превышает 40 градусов.

Важно! Степень воздействия транспортируемой жидкости на материал не должна быть чересчур агрессивной.

Классификация

Выделяют напорные и безнапорные трубы. Каждому типу присущи свои индивидуальные характеристики и степени прочности.

Железобетонные напорные трубы можно разделить на 4 группы по максимально допустимому внутреннему давлению:

Железобетонная обойма для труб канализацииЖелезобетонная обойма для труб канализации

Напорный вариант, который способен выдерживать давление до 20 атмосфер

Такие изделия применяются, в основном, для прокладки напорных трубопроводов. Стоит отметить, что в силу надёжности конструкции, железобетонная водопропускная труба может прослужить, в среднем от 50 до 100 лет.

Безнапорные

Безнапорные, в свою очередь, подразделяются на 3 класса, в зависимости от своей прочности, которая измеряется до верхнего края трубы:

Чаще всего, безнапорные находят своё применение при строительстве бытовых водопроводов коллекторов. Также их используют на промышленных, гидротехнических и автодорожных объектах.

Их главная задача, это осуществлять транспортировку сточных, производственных и дождевых вод. Все это отображает ГОСТ на железобетонные трубы.

Железобетонная обойма для труб канализацииЖелезобетонная обойма для труб канализации

Укладка безнапорного варианта в заранее подготовленной траншее

Различие по размеру

В зависимости от сферы применения, различаются и размеры. Одной из самых важных характеристик выступает диаметр трубы. Величина диаметра варьируется от 150 до 2000 миллиметров (мм).

Отобразим использование таких труб в таблице:

Железобетонная труба 400.

Отлично подходит для большинства бытовых нужд.

Технологическая карта на устройство канализационных колодцев сборных железобетонных

РАЗДЕЛ I.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

РАЗДЕЛ II .
ТЕХНИ К О-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РАЗДЕЛ III.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РАЗДЕЛ IV .
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ТРУДА РАБОЧИХ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТ

Устройством бетонной подготовки и лотков занимается звено № 1 следующего состава:

бетонщик 4 р. — 1 чел. (1) звеньевой;

бетонщик 2 р. — 1 чел. (2).

Доставленная на место устройства колодца бетонная смесь подается бетонщиком (2) к месту укладки по деревянному лотку. Находящийся в котловане бетонщик (1) укладывает бетон в основание колодца и уплотняет с помощью ручной трамбовки.

После устройства бетонной подготовки на нее укладывается арматурная сетка и производится бетонирование лотка. Зачистку дна и откосов котлована, подготовку основания под колодец, заделку труб в лоток и монтаж элементов колодца производит звено № 2 следующего состава:

машинист автокрана 5 р. — 1 чел. (1)

трубоукладчик 4 р. — 1 чел. (2) звеньевой

трубоукладчик 4 р. — 1 чел. (3)

трубоукладчик 3 р. — 2 чел. (4;5)

трубоукладчик 2 р. — 1 чел. (6).

Перед началом работ по устройству колодца трубоукладчик (4) производит зачистку откосов и дна котлована, проверяет соответствие проекту отметки дна и крутизну откосов котлована.

Трубоукладчики (6 и 5) заняты работой по пропитке грунта основания колодца битумом. Разрыхленный и пропитанный битумом грунт разравнивается и трамбуется с помощью ручных трамбовок.

Трубоукладчики (2 и 3) заняты работой по подготовке к монтажу железобетонных колец колодца, заделкой трубопроводов в лоток, монтажом колец колодца и устройством глиняного замка у мест соединения трубопроводов с лотком.

Расстановка рабочих в период монтажа колодцев: трубоукладчик (5) находится наверху и занимается строповкой грузов, трубоукладчики (2 и 3) — на монтаже элементов колодца в котловане, трубоукладчик (4) занимается подготовкой оснований колодцев к монтажу и затиркой швов смонтированных элементов колодца и трубоукладчик (6) — на вспомогательных работах (очистка железобетонных колец колодца от загрязнений, подноска материалов, инструмента и т.п.).

Трубоукладчик (5), застропив четырехветвевым стропом нижнее кольцо колодца, подает сигнал машинисту крана поднимать груз. После пробного подъема на высоту 0,1-0,2 м над уровнем земли трубоукладчик (5) проверяет надежность строповки и разрешает производить подачу кольца к месту его установки. Трубоукладчики (2 и 3), приняв железобетонное кольцо колодца, устанавливают его на растворе на лоток. После выверки правильности установки кольца производится его расстроповка и звеньевым подается сигнал об уборке строп и подготовке к монтажу следующего кольца.

Выступающий из-под колец (при их установке) цементный раствор снимается, а шов тщательно затирается снаружи и изнутри колодца. Правильность установки колец проверяется уровнем и отвесом. Завершающими операциями монтажа колодца являются установка люка (обоймы и крышки) с заделкой обоймы на горловине цементным раствором М-50 и устройство глиняного замка.

Изоляция железобетонных колец колодца битумом производится звеном № 3, состоящим из двух изолировщиков третьего (1)и второго (2) разряда.

Изолировщик (2) разогревает битум в передвижном котле, а изолировщик (1) подготавливает железобетонные кольца к изоляции (очистка от загрязнений, нанесение грунтовки и т.п.).

После высыхания грунтовки изолировщики (1 и 2) с помощью кистей наносят на внутреннюю поверхность колец горячий битум с отступлением от краев на 5 см.

После монтажа колец колодца и заделки стыков изолировщики (1 и 2) производят грунтовку стыков и нанесение на них битума.

Гидравлическое испытание колодца производится звеном № 2 путем наполнения его водой и наблюдения за ее утечкой. Предварительное испытание производится до засыпки колодца грунтом и преследует цель выявления видимых утечек воды, а окончательное — для определения величины утечки, которая не должна превышать для данного колодца 60 л/сутки.

Засыпка колодца грунтом производится слоями с помощью бульдозера. Каждый слой уплотняется трубоукладчиком (4) с помощью пневмотрамбовки.

Завершение работ по устройству колодца является устройство бетонной отмостки вокруг горловины. Бетонная отмостка устраивается бетонщиками звена № 1 в следующем порядке: бетонщик (2) производит рассыпку щебня вокруг горловины с последующей его трамбовкой, а бетонщик (1) укладывает на подготовленное основание бетон и разравнивает его.

График производства работ по устройству сборных железобетонных колодцев диаметром 1,0 м, глубиной 3,0 м на канализационных сетях

Железобетонная обойма для труб канализации

Примечание. Трудовые затраты машиниста автокрана в графике не учитываются.

Производство работ в выемках с откосами, подвергшихся увлажнению после выборки грунта, допускается при условии принятия мер предосторожности против его обрушения, а именно:

а) тщательного осмотра производителем работ или мастером перед началом каждой смены состояния грунта и его искусственного обрушения в местах, где обнаружены «козырьки» и трещины у бровок и на откосах;

б) временного прекращения работ в выемке до осушения грунта при возникновении опасности обвала;

в) местного уменьшения крутизны откоса на участках, где производство работ в выемке является неотложным;

г) запрещения движения транспортных средств и механизмов в пределах призмы обрушения.

При монтаже колодца должно быть назначено лицо из числа И T Р, ответственное за безопасное производство работ по перемещении и монтажу грузов кранами.

Все грузоподъемные механизмы и приспособления (кран, стропы) перед началом эксплуатации, а также в процессе работы периодически должна проверяться в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

При монтаже элементов колодца края должен работать на выносных опорах. Грузоподъемность стропов должна соответствовать весу поднимаемого груза. Подъем и перемещение элементов колодца производить только после проверки правильности и надежности их строповки. При подъеме, перемещении и опускании краном элементов колодца запрещается пребывание людей в зоне его действия, нельзя допускать переноса элементов колодца над рабочим местом трубоукладчиков. Поданный элемент колодца должен опускаться над местом его установки не более чем на 30 см, и только с такого положения трубоукладчики направляют его в проектное положение.

К работе строповщиком допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и обученные по специальной программе утвержденной Госгортехнадзором и аттестованные квалификационной комиссией с выдачей удостоверений.

Расстроповка установленных элементов колодца допускается лишь после их прочного и надежного закрепления. Раскачивать подвешенный груз и оставлять его на весу без надзора, а также производить монтаж при ветре силой более 6 баллов запрещается.

Работа стрелового крана вблизи линий электропередач допускается только при условии, если расстояние по горизонтали между крайней точкой механизма, грузовыми канатами (тросами) или грузом (при наибольшем вылете рабочего органа) и ближайшим проводом линии электропередачи будет не менее указанного в таблице 1.

Допустимое расстояние по горизонтали от работающих машин до проводов электропередач

При соблюдении вышеуказанных разрывов работы можно производить, если имеется письменное разрешение электроснабжающей организации на производство работ в ох ранной зоне и при наличии у крановщика наряда-допуска на производство работ подписанного главным инженером СУМ. Эти работы должны производиться под непосредственным руководством инженерно-технического работника, назначенного приказом и имеющего допуск Госгортехнадзора.

Нагрузка такелажного оборудования, превышающая ту, на которую данное оборудование допущено к работе, не допускается.

Строповка грузов должна производиться по заранее разработанным схемам.

Подъем грузов засыпанных землей, снегом или примерзших к земле, не допускается. Запрещается подтаскивать (волочить) грузы подъемными механизмами косым натяжением канатов или поворотом стрелы.

Категорически запрещается оставлять поднятые грузы на весу. Снимать крюки с опущенных конструкций разрешается только после установки их в проектное положение. Передвижка конструкций после их установки и снятия захватных приспособлений запрещается.

Раствор под установленные конструкции должен укладываться до подачи конструкции на место ее установки.

Разогрев битума в пределах колодцев, траншей и других стесненных мест запрещается. В связи с тем, что горячий битум может причинять ожоги, если попадет на тело человека, даже покрытое обыкновенной хлопчатобумажной тканью, рабочие должны быть обеспечены следующей спецодеждой и обувью:

а) брезентовыми куртками и брюками (брюки должны быть широкими и надеваться на выпуск);

б) кожаными ботинками или сапогами;

в) брезентовыми рукавицами:

г) очками с простыми стеклами для защиты глаз от случайных брызг горячей мастики.

Спецодежда должна быть всегда в полной исправности. Работа без полного комплекта спецодежды и обуви не разрешается.

РАЗДЕЛ V .
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

1. Основные материалы и изделия.

Раздел VI.
Калькуляция затрат на устройство канализационного колодца диаметром 1 м, глубиной 3,0 м.

Железобетонная обойма для труб канализации

1. При оборке колодца все элементы устанавливаются на растворе М-50.

2. Внутренняя поверхность колодца окрашивается на всю высоту горячим битумом 2 раза по огрунтовке раствором битума в бензине.

3. Диаметр арматуры сварной сетки равен 8 мм, вес сетки 7,9 кг.

4. Форма лотка показана для труб: входящей Д=200 мм, выходящей Д=250 мм и присоединенной Д=150 мм.

5. Лоток выполняется из бетона М-100 штукатурится цементным раствором и железнится.

СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПРИ УСТРОЙСТВЕ КОЛОДЦЕВ.

Железобетонная обойма для труб канализации

1 — Автокран ЛАЗ-690;

2 — Элементы сборного железобетонного колодца;

3 — Ящик с бетоном;

4 — Ящик с раствором;

7 — Передвижной котел для разогрева битума;

8 — Емкость с грунтовкой;

10 — Лестница для спуска в котлован;

11 — Бетонный лоток.

Примечание. Р азрез по А-А смотреть на следующей странице.

Железобетонная обойма для труб канализации

ШАБЛОН И ОПAЛУБКА

Железобетонная обойма для труб канализации

Железобетонная обойма для труб канализации

СХЕМА УСТАНОВКИ ОПАЛУБКИ И ШАБЛОНА ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЛОТКОВ

Железобетонная обойма для труб канализации

Источники: http://trubsovet.ru/material/zhb/zhelezobetonnye-trubi-xarakteristiki.html, http://masterabetona.ru/stroimaterialy/557-zhelezobetonnye-truby, http://matline.ru/info/579/586/587

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here